ГБОУ ЛО «Лужская санаторная школа-интернат»
г. Луга
  • Логопедическая и дефектологическая служба

    Время приема

    Тюветская Светлана Ивановна
    вторник 11.20 – 12.00
    Куприянова Светлана Павловна
    понедельник / четверг 09.00 – 09.50 по предварительной записи
    Сенина Анастасия Васильевна
    понедельник / четверг 09.00 – 09.50 по предварительной записи
    Шаршова Ирина Владимировна
    понедельник / четверг 09.00 – 09.50 по предварительной записи
    Яшкина Яна Андреевна
    среда / пятница 09.00 – 10.00 по предварительной записи

    Педагогический состав

    Новости

    В школе для обучающихся прошел логопедический конкурс "КосмоКвиз"

    РМО учителей-логопедов и дефектологов

    Интегрированные занятия с психологами и логопедами на тему «Космос» в 1 - 3 классах

    Интегрированное занятие педагога-психолога  Билютиной С.Л. и учителя-логопеда Васильевой В.Б. «Путешествие в зимнюю сказку» - Мероприятие

    I Международный конкурс образовательных авторских инноваций "Умный мир детства" - посмотреть

    Международный симпозиум логопедов и фониатров  - посмотреть

    Внедрение ФГОС обучающихся с ОВЗ - посмотреть

    «Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии в начальной школе» - посмотреть

    Документы

    Советы родителям

    Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

    Одно то, что вы сегодня читаете эти советы, показывает, что вы очень хотите помочь вашему малышу полюбить школу и успешно учиться. Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

    Для того, чтобы процесс адаптации к школе у детей проходил легче, к началу школьного обучения у ребёнка должны быть сформированы:

    1. Высшие психические функции (внимание, восприятие, мышление, память).
    2. Правильное звукопроизношение.
    3. Представление о звуковой системе языка (умение различать звуки на слух (фонематический слух), умение определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), умение самостоятельно придумывать слова на заданный звук (фонематические представления)). Не путайте букву со звуком. Звук - это то, что мы слышим, буква - это что мы пишем.
    4. В предложении первоклассник может назвать слова по порядку. Ребенок умеет отвечать на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Какой?» и сам поставить вопросы к словам в предложении. 6-7-летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы.
    5. Должна быть развита мелкая моторика кистей рук.
    6. Умение ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве (право - лево).
    7. Должен быть широкий кругозор (дни недели, времена года, месяцы, классификация и т.д.). 

    Если устной речью ребенок овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. Проблема с почерком - довольно распространенная в начальной школе. Навыки письма формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). 

    Что делать в этом случае? 

    Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней - с внутренней стороны или с наружной. Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку ("Одна
    клетка вправо, две вниз и т.д.").

    Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок Puzzle ("паззлов"), складывание узоров из мозаики или других мелких предметов - спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы. Многие из женских занятий очень полезны и для мальчиков. Ведь как раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать (лучше взять толстые спицы
    и нитки). Поможет и традиционная мужская работа - забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.

    Но есть и более серьезные нарушения, когда школьнику трудно овладеть чтением и письмом (дислексия и дисграфия). Дети с такими нарушениями допускают ошибки при чтении: пропускают буквы, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов и т.д. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

    При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них плохой почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Нарушения встречаются у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают нарушением чтения и письма.

    Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Для полноценного обучения письму и чтению ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и зрительно-моторное восприятие и внимание. Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их чётко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребёнка. В любой ситуации не пугайте его трудностями в школе.

    В собственной речи чётко проговаривайте окончания слов, дайте ребёнку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.). 

    Обращайте внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы: глаголы, на примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.). Привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов контекстной речи и изолированно, особенно сложных предлогов из-за, из-под (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д.). Совершенствуйте грамматический срой речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

    Обращайте внимание ребёнка на процесс приготовления пищи, её качества, состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печѐм, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зелёный, жёлтый). 

    Неоценима роль любимых игрушек в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие её обладателю.

    Уважаемые родители, Ваша любовь, терпение и эти учебные рекомендации будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего ребенка.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике