ГБОУ ЛО «Лужская санаторная школа-интернат»
г. Луга
  • Психологическая служба

    Качан Нэля Ивановна

    Качан Нэля Ивановна

    педагог дополнительного образования
     Время приема:
    понедельник: с 08.00 до 09.00
    пятница: с 13.30 до 15.00

    ​Виды (направления) работ по психолого - педагогическому сопровождению:

    1. Профилактика.
    2. Диагностика (индивидуальная и групповая).
    3. Развивающая работа (индивидуальная и групповая).
    4. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
    5. Психологическое просвещение и образование.

    Задачи:

    1. определение готовности к обучению в школе,
    2. обеспечение адаптации к школе,
    3. повышение заинтересованности школьников в учебной  деятельности,
    4. развитие познавательной и учебной мотивации,   
    5. развитие самостоятельности и самоорганизации,   
    6. поддержка в формировании желания и «умения учиться»,   
    7. развитие творческих способностей.
    1. сопровождение перехода в основную школу,
    2. адаптации к новым условиям обучения,   
    3. поддержка в решении задач личностного и ценностно - смыслового самоопределения и саморазвития,   
    4. помощь в решении личностных проблем и проблем социализации,   
    5. формирование жизненных навыков,   
    6. профилактика неврозов,   
    7. помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками,   
    8. профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
    1. помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении,
    2. поддержка в решении, экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности),
    3. развитие временной перспективы, способности к целеполаганию,
    4. развитие психосоциальной компетентности,
    5. профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

    Программы

    В помощь родителю

    Адаптация

    • Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
    • Учитель должен использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятие мышечного тонуса.
    • Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
    • Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться

      Адаптация первоклассника к школе

    Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе:

    • формирование адекватного поведения;
    • установление контакта с обучаюимися и учителем;
    • овладение навыками учебной деятельности.

    Школа – совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения – очень напряженный период еще и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: и сам режим учебных занятий, и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе и просто сидеть так долго.

    Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, - это необходимость усвоение им определенной суммы знаний, умений и навыков. И несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью, низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут очень большие трудности в процессе организации учебной деятельности.

    Характер протекания адаптации во многом зависит от здоровья ребенка. Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни. В течение всего учебного года они сохраняют хорошее самочувствие, высокую, устойчивую работоспособность, успешно усваивают программу.

    Таким образом, адаптация к школе – сложный и длительный процесс, очень напряженный и ответственный. Успешность адаптации зависит от многих факторов: уровня психологического, физического и функционального развития, состояния здоровья. И все это вместе определяет готовность к школе.

    Рекомендации родителям

    1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.
    2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
    3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
    4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
    5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
    6. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ( «Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
    7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
    8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
    9. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

    Любой учитель скажет, что  пятый класс – сложный период не только для ребенка, но и для учителей и родителей.

    Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации.

    Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:

    • возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем;
    • возросший объем работ как на уроке, так и дома;
    • новые требования к урокам и новые учителя;
    • необходимость много работать самостоятельно и т.д.

    По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов

    Для ребенка в данный период необычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников, классного руководителя и родителей.

    Трудности и страхи в отношении с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать на  «оценку» все больше провоцируют страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни.

    Серьезной проблемой является и смена классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, незнании требований учителей, ориентированности в здании школы и т. д. И здесь компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение  к детям, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главнейших условий успешной адаптации.

    Повышенная тревожность

    Первая и важнейшая рекомендация при повышенной тревожности состоит в том, что ребенку необходимо обеспечить ощущение своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Ему нужно найти такую деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Ощущение успеха - лучшее лекарство от повышенной тревожности. Кроме того, ребенок должен чувствовать себя защищенным, знать, что при необходимости взрослые (прежде всего, родители) обязательно придут ему на помощь. Если родители сами не уверены в себе, полны опасений и беспокойства, то надо, чтобы они, по крайней мере, не демонстрировали свою неуверенность ребенку, не делились с ним своими страхами.

    Для того, чтобы чувствовать себя спокойнее в различных ситуациях, представляющихся тревожному ребенку небезопасными, можно воспользоваться такой классической культурной техникой как талисман. Лучше всего, если консультант расскажет об использовании талисмана ребенку и родителям вместе. Полезно напомнить о том, что люди во все времена пользовались талисманами. Их брали с собой на охоту в древние времена, их носили солдаты, уходящие на войну, да и сегодня люди, особенно нуждающиеся в успехе (летчики, спортсмены, солдаты, каскадеры) ими не пренебрегают.

    Объясните, что талисман всегда дарит какой-нибудь очень близкий, любящий и любимый человек - и поэтому талисман напоминает об этом человеке, придает ощущение того, что этот человек рядом с тобой, что он помнит о тебе и поддерживает тебя. Если ребенок достаточно взрослый, то ему можно рассказать о принципе ассоциации (или условного рефлекса): талисман вызывает воспоминание о близком и/или особо значимом человеке по ассоциации. А это воспоминание успокаивает, снимает волнение. В свою очередь, спокойное состояние сильно повышает шансы на успех. Поэтому, независимо от своих магических свойств, талисман приносит удачу (а если у него есть еще и магические свойства - тем лучше).

    Талисман должен быть приятен и сам по себе. Для девочки подходящим талисманом будет красивый медальон или маленькая мягкая игрушка, удобно помещающаяся в кармане. Такая игрушка хороша и для маленького мальчика. Для мальчика постарше это может быть гладкий, красивый и приятный наощупь камешек. Если ребенок религиозен, то очень хорош освященный образок или крестик. В любом случае он должен быть подарен очень близким или особо значимым человеком - обычно это кто-либо из родителей.

    Первое время талисман надо брать с собой в тех случаях, когда успех практически гарантирован: тогда в добавок к ассоциациям с близким человеком он "обрастет" также успокаивающими ассоциациями с удачей, успехом. Если же несколько раз подряд он окажется связан с неудачей (например, с плохо написанной контрольной в школе), то от него надо отказаться, по крайней мере на некоторое время, пока не забудутся ассоциации с неудачами.

    Если в какой-либо очередной ответственной ситуации талисман окажется забыт дома, ничего страшного. Он вполне может выполнять свою защитную успокаивающую функцию и лежа дома - надо только почаще о нем вспоминать. Отнюдь не является трагедией и потеря талисмана. Она означает лишь, что его охранительная сила оказалась исчерпана - это тоже мотив, широко распространенный в культуре; быть может, ценой своего ухода талисман спасал вас от какой-то неведомой вам опасности (подобные игры с самим собой - обычная составляющая психологических техник саморегуляции).

    Все эти объяснения - важный элемент техники работы с талисманом. Они должны быть даны ребенку и родителям убедительно, в понятных им словах.

    Уровень тревоги тесно связан с состоянием центральной нервной системы. Для его снижения большое значение имеют различные водные процедуры. Это ванны со специальными добавками - морской солью или травами (сборы трав, оказывающие успокоительное действие на нервную систему, продаются в аптеках без рецепта). Очень хорошее действие оказывает теплый душ перед сном - но не горячий и не холодный (и тот, и другой возбуждают), а примерно температуры тела, приятный для кожи и ощущаемый как "нейтральный".

    Очень полезны занятия спортом, особенно - плаванием.

    При особо высоком уровне тревоги можно рекомендовать родителям обратиться к врачу (психиатру или невропатологу); медицина располагает широким арсеналом медикаментозных средств, снижающих тревогу. Это различные транквилизаторы. Назначать их может только врач, а ни в коем случае не психолог и не сами родители. Еще раз повторим, что этим путем следует идти только при очень сильном повышении тревоги. Злоупотреблять транквилизаторами нельзя. Во-первых, к ним со временем наступает привыкание, проявляющееся в повышении толерантности (снижении чувствительности) к ним; для достижения прежнего эффекта приходится повышать дозу, а при этом растут побочные действия, имеющиеся у всех без исключения транквилизаторов. Во-вторых, их использование препятствует выработке механизмов психологической защиты, которые формируются, если тревога преодолевается чисто психологическими средствами.

    Проблемы общения со сверстниками

    Родителям следует рассказать, как взрослый может целенаправленно строить общение небольшой группы детей. Поначалу ребенка надо учить общаться и сотрудничать с одним-двумя партнерами. Общий принцип участия взрослого в детском общении: как можно более незаметная помощь, подсказка в случае конфликта или выпадения из общего дела. Предположим, дети не могут сами придумать, чем им заняться. Тогда взрослый должен подсказать им какую-нибудь интересную игру. Как только они начали играть, он отходит в сторону, представляя дальнейшую инициативу им самим. Но вдруг снова возникает затруднение - например, двое ребят поспорили, кому из них достанется самая интересная роль. Тут взрослый снова вмешивается, помогает решить спор (скажем, предлагает ввести в игру еще одну не менее привлекательную роль) и снова отодвигается на задний план.

    Детям проще всего общаться со старшим ребенком: он охотно берет на себя роль ведущего, и от остальных требуется лишь выполнение его указаний. Младшие почти никогда с этим не спорят, признавая безусловный авторитет возраста. Поэтому ребенку, у которого есть трудности в общении, полезно для начала обеспечить возможность контактов со старшими детьми. Следующий этап в развитии навыков общения - это контакты с младшими. Теперь уже он сам выступает в роли старшего, и авторитет возраста обеспечивает успех его пока еще не очень умелым попыткам организовать какое-либо совместное занятие. Самое трудное - это общение со сверстниками. Тут уж приходится самому находить "золотую середину" между командованием и подчинением, все время соотносить свои намерения с желаниями других детей.

    Начиная с предподросткового возраста можно рекомендовать, помимо игровых, рациональные средства анализа ситуаций общения, моделировать и разбирать с ребенком различные случаи конфликтов, искать способы их конструктивного разрешения.

    Агрессия

    1. Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
    2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
    3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
    4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
    5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
    6. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
    7. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными.

    Рекомендации психолога «Как не следует себя вести в конфликтной ситуации»

    Перечень действий, усугубляющих конфликт:

    1. Перебивание партнера
    2. Сознательные или несознательные проявления личной антипатии.
    3. Мелочные придирки.
    4. Принижение партнера, негативная оценка его личности.
    5. Угрозы.
    6. Высказанное партнеру подозрение в его негативных побуждениях.
    7. Подчеркивание разницы между собой и партнером.
    8. Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.
    9. Устойчивое нежелание признать свои ошибки.
    10. Постоянное навязывание своей точки зрения, давление.
    11. Попытки подменить объект конфликта, сместить его в другую плоскость.
    12. Систематические отказы и отрицания слов партнера.
    13. Негибкость поведения (ригидность).
    14. Демонстрация постоянной занятости и игнорирование попыток партнера установить контакт.
    15. Создание дефицита времени для решения проблемы или резкое убыстрение темпа беседы.
    16. Проявления некомпетентности.
    17. Неискренность.
    18. Несдержанность.
    19. Посягательство на реальные или воображаемые права человека.
    20. Нарушение персонального пространства.
    21. Нетерпимость

    Рекомендации психолога по урегулированию конфликтов

    Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:

    • воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
    • не делать поспешных выводов;
    • при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;
    • научиться ставить себя на место другой стороны;
    • не давать конфликту разрастись;
    • проблемы должны решаться теми, кто их создал;
    • уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;
    • всегда искать компромисс;
    • преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.

    Рекомендации  психолога

    Реагирование на конфликтное поведение

    Человек попадет в различные жизненные ситуации. И конфликты тоже часто становятся нашими сопровождающими в жизни. Как реагировать на такие ситуации?

    1. Главное — внутреннее принципиальное отношение.
    2. Мудрость. Мудрый человек, не зависимо от возраста на все смотрит сверху и широко, агрессивность среди людей - явление естественное и реагировать на каждый выпад будет себе дороже.
    3. Понимание другого. Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему или просто пройдите мимо.
    4. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. “Здесь могут низке поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? И из лимона можно сделать лимонад: обратите внимание на то, как воспринимают вас окружающие, что особо подмечают.
    5. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
    6. Миролюбие — ваш союзник.
    7. Будьте готовы признать свою вину. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас.
    8. Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.

    Методическая литература

    Инфографика

    Изображение 0
    Изображение 1
    Изображение 2

    В помощь педагогу

    Памятки и рекомендации

    Быть учителем в наше время – подвиг. И не только потому, что учительская зарплата в несколько раз меньше, чем зарплата среднего менеджера. Требования к
    образованию возросли, родители предъявляют к учителю все больше и больше требований. Они требуют от учителя мудрости, опыта, эрудиции, понимания и доброты.
    Но зачастую родителя не осознают, что его «чадо» нагловатое и бесконтрольное в своем гормональном развитии, с гонором, которого хватит на десятерых. А ведь педагоги общаются с детьми намного дольше, чем родители, да еще при этом учат их различным наукам. И не потому что им это выгодно, а потому, что по-другому не могут. Искренне хочется облегчить работу преподавателям несколькими психологическими советами.
    1. Жалейте себя, свое здоровье. Не стоит надрывать голосовые связки, говорите тихо, но по возможности эмоционально. Кому надо – тот услышит.
    2. Помните, наибольшим авторитетом пользуется тот учитель, который в процессе учебы наиболее строг, зато во время проверок и экзаменов становится «отцом родным».
    3. Не давайте «выводить себя «из себя». Если у вас в классе завелся несносный ученик, который мешает проводить урок, не спешите применять к нему репрессивные
    4. меры. Лучший способ нейтрализации «шалуна» - его полное игнорирование.
    5. Не пренебрегайте помощью психолога. Не ждите, что он сам прибежит к вам. Придите и лично обратитесь с просьбой выработать тактику общения с несносным
    6. учеником.
    7. В тоже время полностью не полагайтесь на мнение психолога. Больше доверяйте своей интуиции: ведь вы с ребенком знакомы не первый день. А психолог знает
    8. его меньше вашего.
    9. Когда на улице тепло, выберитесь со своим классом в поход. Неформальная обстановка, костер, джинсы вместо строгого костюма сделают свое дело.
    10. Выбирайте себе в помощники родительский комитет из тех мам и пап, которые реально будут вам помогать, с которыми у вас хороший контакт.
    11. Помните о себе, не задерживайтесь за тетрадками до поздней ночи. Найдите время для спорта и танцев. Не забывайте о театрах и кино. Вы нужны здоровыми,
    12. сильными, бодрыми, с хорошим настроением и оптимистическим настроем!
    Благоприятный психологический климат на уроке зависит от многих и многих факторов, которые практически невозможно обозначить в небольшой памятке. В ней отмечены наиболее актуальные для учителя моменты:
    • Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока.
    • Отношение учащихся к учителю - это важнейшая составляющая психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие на восприятие учителя учащимися и на их отношение к нему.
    • Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроением.
    • Учитель должен уметь настроить себя на жизнерадостное общение с детьми.
    • Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
    • Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональные состояния отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
    • Чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке, учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность.
    • Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися (например, с различным уровнем самооценки). Психологически важно не захваливать хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.С. Макаренко).
    • Если осуждение со стороны учителя неизбежно, оно должно соответствовать степени вины учащегося.
    • Обучение и воспитание должно строиться без наказаний и окриков (В.С.Сухомлинский).
    • Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия в педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
    • Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку. Стремитесь к организованному началу урока.
    • Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, отметьте ее закладкой заранее, приучите дежурных оставлять на столе учителя
    • записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
    • Начинайте урок энергично. Не задевайте вопрос о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца
    • был занят делом.
    • Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм.
    • Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
    • Мотивируя оценки знаний, скажите ученику, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
    • Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытывают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке.
    • Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
    • Прекращайте урок со звонком. Напомните дежурному о его обязанностях.
    • Удерживайтесь от излишних замечаний.
    • Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу. Обратитесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает, легче справитесь.
    • Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
    • Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

    Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Избежать школьной тревожности можно лишь одним способом – формируя высокое самоуважение учеников, которое содержит три составляющих. Когда они чувствуют:
    1. что могут решать задачи
    2. знают, что могут строить удовлетворяющие обоих отношения с педагогом
    3. вносить свой особый вклад в классный коллектив им больше нет необходимости тратить свою энергию на нарушение поведения.

    Мы можем направленно повышать уровень “Я могу” с помощью следующих поддерживающих техник:
    1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
    Рассказывайте об ошибках. Дети часто видят избирательно. Они могут замечать свои собственные ошибки, но не видеть ошибок других. Отсюда у них появляется
    уверенность, что все вокруг лучше, способнее, чем они. Учитель может изменить эту установку, если покажет, что каждый делает ошибки. Задавайте детям вопрос: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить ошибку?» Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важнее научиться не избегать ошибок, а «не наступать дважды на одни и те же грабли».
    Показывайте ценность ошибки как попытки. Например: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться», «Эта ошибка – не такая уж
    большая беда. Наконец, если бы ты не делал ошибок, я потеряла бы свою работу!»
    2. Формируйте веру в успех.
    Подчеркивайте любые улучшения. Обычно учитель ждет, когда сложная задача будет решена учеником безошибочно, тогда он похвалит его. Однако c такой установкой
    ждать придется долго. А что если вместо этого замечать каждый маленький шаг вперед?.. Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Каждый ученик имеет какие-то
    силы, неважно насколько скрытые. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради. Все ученики хотят и готовы слышать о своих сильных сторонах часто и подробно.
    Демонстрируйте веру в своих учеников. Если вы можете искренне демонстрировать веру в способности своих учеников, вы предадите им больше силы, чем любые отметки. Комментарии типа: «Ты можешь это подтянуть», «Ты из тех учеников, которые это могут сделать» или «Я знаю, что ты сможешь это сделать» – отражают вашу веру в учеников.
    Признайте трудность ваших заданий. Многие ученики, особенно избегающие неудач, воспринимают любую новую задачу, как трудную. Признайте, что они правы: «Я
    знаю, это трудное задание. Имей это в виду. Но я уверен, что ты справишься с ним». Когда же ученик действует успешно, выполняя задание, названное вами «трудными», его самоуважение здорово вырастает.
    3. Концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах.
    Единственный безопасный путь, который мотивирует детей к достижениям, снижает их тревожность – это подчеркивание всего того, что они делают верно. Успех рождает успех, поэтому учитель должен подчеркивать прошлые достижения. Чтобы содействовать продолжению успеха.
    4. Признание достижений.
    Аплодисменты. Аплодисменты не означают, что вы должны хлопать в ладоши. Просто смысл их: «Здорово! Ты сделал это!»
    Выставки. Достижения учеников – сочинения, рисунки, доклады – можно вывешивать на доску, на стенд.

    Рекомендации классному руководителю
    1. Отказывайтесь от частого подчеркивания способностей одних и неуспехов других, от прямого противопоставления ребят друг другу.
    2. Не «пилить» и не ругать при всем классе, говорить чаще наедине. Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать резко это как нечто неожиданное.
    3. Называть всех по именам и добиваться этого в обращении ребят друг к другу.
    4. Постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других, от класса к классу воспитывать понимание того, что способность к хорошему учению лишь одно из многочисленных свойств личности.
    5. Чаще разговаривать с замкнутыми, “неинтересными” ребятами, ведь поведение ребят во многом подражательно и дети начинают проявлять интерес к этому “неинтересному”.
    6. Все, что происходит с ребятами, принимайте всерьез.
    7. Внимательно относитесь ко всем внешним проявлениям личности ребят.
    8. Изучать свойства каждой личности, определять мотивы поведения, выяснять причины каждого “отклонения”.
    9. Изучать круг интересов, выяснять, чем может быть интерес каждый для других.
    10. Учить ребят анализировать прожитое время.

    Рекомендации для учителей
    1. создавать ситуацию успеха в учебной и внеучебной деятельности.
    2. проанализировать состояние учебного процесса и найти причину отсутствия учебной мотивации.
    3. планировать совместную учебную и внеучебную деятельность с учащимися положительно или нейтрально настроенными по отношению к дезадаптированным
    учащимся.
    4. изучить схему анализа социометрического статуса
    5. продумывать систему личностного оценивания по школьным предметам.
    6. организовать совместную работу с родителями дезадаптированных учащихся.
    7. консультирование у психолога и социального педагога

    Рекомендации для учителей, направленные на сплочение ученического коллектива.
    Базовая цель поведения ученика – чувствовать свою причастность к жизни школы – означает «чувствовать свою важность и значимость». Вот как понимает назначение
    школы Уильям Глассер: «Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы продолжить путь к успеху, дети должны
    получать в школе то, чего им не достает: добрые взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу… именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности – осознанию себя полноценной личностью».

    Чтобы помочь ребенку чувствовать свою коммуникативную состоятельность, т. е. строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками, мы
    предлагаем следующие рекомендации:
    1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.
    Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:
    Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?
    Как сделать так, чтобы класс стал дружным?
    Какие традиции есть в нашем классе?
    Назови твои «можно» и «нельзя» в классе.
    Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?
    Ввести традицию обратной связи.
    В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого педагог
    планирует воспитательную работу.
    Создать «ящик пожеланий».
    Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий.
    Традиция учащихся класса под названием «Я пришел в этот день в этот мир».
    Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.
    Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны.
    2. Особую работу следует вести с « отвергнутыми» детьми.
    Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.
    Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.
    Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
    3. Работа в группах.
    На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как «сильные», так и «слабые» ученики. Группа должна придерживаться принципа
    взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.
    4. Распределение между учащимися поручений.
    Для этого ученики на доске пишут слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений. Затем ребята определяют, какое постоянное поручение
    в классе они хотели бы выполнять.
    - дежурные по классу, по школе, по этажу;
    - медицинская служба класса – фиксируют пропуски занятий, сдают медицинские справки в мед кабинет, организуют посещение больных ребят;
    - библиотечная служба класса – помощь в подборе литературы для сценариев классных дел, анализ читательских интересов класса;
    - дежурные по столовой и гардеробу;
    - хозяйственная служба класса;
    - служба озеленения;
    - сценарная группа и т. д.
    От классного руководителя требуется лишь умелое руководство деятельностью учащихся, предоставление им свободы и самостоятельности. Классные руководители
    должны помочь поддерживать инициативу детей. Самое главное – классный руководитель должен видеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном
    ему деле и умело поощрять его.

    1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
    2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
    3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
    4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
    5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценивания).
    6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
    7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
    8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению. (Выставляя двойки – мы ее обесцениваем)
    9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
    10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
    11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
    12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
    13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
    14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
    15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
    16. Не допускайте педагогического манипулирования.
    17. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.
    18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
    19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
    20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

    Конфликты

    В конфликтной ситуации учителя и родителя:
    • помните, что во время конфликта эмоции преобладают над разумом;
    • используйте многоальтернативный подход решения проблемы (не отвергайте предложения другого лица, оставляйте за собой право на ошибку, тщательно проанализируйте все варианты);
    • пересмотрите конфликт (определите самое важное, что будет, если ситуация не разрешится), ориентируйтесь на решение проблемы, а не на эмоции;
    • постарайтесь снизить внутреннее напряжение (следите за тем, чтобы эмоции нашли конструктивный выход – разрядка необходима, но не на человеке, а
    • в делах; не констатируйте эмоциональное состояние партнера);
    • не обвиняйте других людей и не приписывайте им ответственность за ситуацию;
    • ориентируйтесь на достоинства родителя и старайтесь оправдывать его ожидания;
    • не преувеличивайте собственный вклад в решении проблемы;
    • предложите собеседнику встать на ваше место, спросите его: «Что делать?»;
    • независимо от результатов конфликтного взаимодействия не разрушайте отношения.

     Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Согласно модели, конфликтное поведение выстраивается в пространстве, заданном системой координат, где: по вертикальной оси указывается степень настойчивости в удовлетворении собственных интересов, представляемая как важность результатов; по горизонтальной оси – степень уступчивости в удовлетворении интересов других
    партнеров, представляемая, как важность отношений.

    Минимальная (нулевая) заинтересованность по обеим осям в точке пересечения образует стратегию избегания (ухода), максимальная по вертикальной оси – соперничество, по горизонтальной - приспособление, сочетание максимальной заинтересованности по обеим осям обеспечивает сотрудничество и серединное положение соответствует компромиссу.

    В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?, «Что я потеряю...?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника...?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (избегание (уход), соперничество, приспособление, сотрудничество, компромисс). Оценка интересов в конфликте - это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса - Киллмена оценка интересов соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы. На основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств: содержания предмета конфликта, ценности межличностных отношений, индивидуально-психологических особенностей личности.

    Соперничество.

    Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника - как низких. Выбор стратегии соперничества в конечном итоге сводится к выбору: либо интереса борьбы, либо взаимоотношения. Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. И, во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. Нередко соперничество выбирается автоматически, без долгих раздумий, просто как эмоциональная реакция на неблагоприятное воздействие.

    Приспособление.

    Человек, придерживающийся данной стратегии, стремится уйти от конфликта. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Человек, принимающий стратегию приспособления, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

    При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты:
    1) иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу, уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели;
    2) уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта. Нередко уступка становится переломным моментом в напряженной ситуации, меняющим ее течение на более благоприятное.

    Компромисс.

    Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов:

    1) компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы;
    2) иногда компромисс может исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность;
    3) компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключение четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Компромисс часто служит лишь временным выходом, поскольку не одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью, и основа для конфликта сохраняется. Если компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, то риск возобновления конфликта становится еще выше.

    Сотрудничество.

    Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (избегание (уход), соперничество, приспособление, сотрудничество, компромисс). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. В отличие от компромисса, для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих интересов к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов. Также, при анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению конфликтом выделяют следующие модели поведения субъектов конфликтного взаимодействия: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, конфликтной ситуацией, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия.

    Уклонение

    При низкой напористости и низком значении партнерства - тактика "Избегание" ("уход", "уклонение") - стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой (такое бывает редко, но все же бывает), если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся. Эффективна эта стратегия и в случае нереалистических конфликтов.

    Давая общую оценку данных моделей поведения, желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный. Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Но если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.
    Таким образом, универсальной реакцией человека на возникающие противоречия, раздвоенность, дезинтеграцию (как в самом себе, так и в отношениях с другими людьми) является стремление преодолеть эту дисгармонию. Внутренние противоречия рассматриваются как проявления конфликтов, разрушающих психику человека. Ни одну из приведенных стратегий и моделей поведения нельзя назвать однозначно «хорошей» или «плохой». Каждая из них может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество, конструктивная модель поведения в конфликте в наибольшей степени соответствуют современным представления о долгосрочном взаимодействии между людьми. Достижение внутренней гармонии не может быть проблемой, решенной человеком для себя раз и навсегда. Стратегии, используемые с целью поиска оптимального решения проблемы, выработки точки зрения, интегрирующей противостоящие позиции, должны быть приоритетными для каждого. Таким образом, в результате проведенного теоретического исследования типов поведения участников конфликтной ситуации нами были сделаны следующие выводы:
    1) конфликты играют исключительно важную роль в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом;
    2) не существует единой универсальной теории конфликта, одни ученые наделяют понятие конфликта потенциальными позитивными возможностями, другие полагают, что следует не допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать;
    3) структура каждого конфликта включает: конфликтные отношения, конфликтные противоречия, конфликтные причины, участники конфликта, объект и предмет;
    4) образ желательного исхода конфликта есть регулятор конкретных действий участников конфликтной ситуации;
    5) от характера конфликтной ситуации и от поведения участников конфликта зависит; быстрота пресечения возникающего конфликта;
    6) происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия;
    7) для более эффективного решения конфликта необходимо выбрать определенную стратегию поведения, основные стратегии поведения связаны с общим источником любого конфликта – несовпадением интересов сторон;
    8) удовлетворение интересов всех конфликтующих сторон приводит к исчезновению конфликта, и риск возникновения постконфликтных осложнений сводится к минимуму;
    9) выбирая стратегию поведения в конфликте, целесообразно в каждом конкретном случае исходить из того, насколько важно достижение результата, с одной стороны, и сохранение хороших отношений с другой стороны.

    Неправильно Правильно
    А как еще можно себя чувствовать, когда ты задираешься? Твое поведение меня здорово раздражает
    Подумаешь, ты меня не замечаешь. Меня злит твое равнодушие к моему рассказу
    Нет, я должна радоваться, когда ты тащишься при виде этой дуры Да, я сержусь, когда ты пялишь глаза на Ирину!
    Да, заткнись ты! Извини, я сейчас не могу с тобой говорить. Или: Я не буду говорить, пока ты кричишь!
    Ну, что вылупился? Ты хочешь меня о чем-то спросить? Спрашивай!
    Ну и дуйся сколько хочешь, я тоже не буду с тобой разговаривать. Я вижу, ты на меня сердишься. Когда захочешь, то мы можем поговорить.

    Рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии:

    1. Посчитать до десяти
    2. Сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов (при этом в доступной форме объясняется связь между выдохом и релаксацией).
    3. Походить, если возможно, взад-вперед по помещению в темпе, диктуемом внутренним состоянием
    4. Порвать какую-нибудь ненужную бумагу (а еще лучше, если на ней предварительно написать: «Я ненавижу Вовку» и пр.)
    5. Выместить свои отрицательные эмоции на каком-нибудь заранее приготовленном ненужном и безопасном предмете (боксерскую грушу)
    6. Самое конструктивное – разрядить эмоции какой-нибудь осмысленной полезной работой – уборкой помещения, стиркой, работой в саду, спортивной игрой или просто бегом.

    Спокойное отношение в случае незначительной агрессии

    • Полное игнорирование реакции ребенка (подростка) – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения
    • Выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»)
    • Переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, снять белье с веревки, ты ведь выше меня»)
    • Позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому, что ты устал»)

    Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Необходимо установить обратную связь с ребенком. Для этого могут быть использованы следующие приемы:

    • Констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»)
    • Констатирующий вопрос («ты злишься?»)
    • раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»)
    • обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»)
    • апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались»)

    Контроль над собственными негативными эмоциями

    Тем самым взрослый не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно себя вести с агрессивным человеком.

    Снижение напряжения ситуации. При этом типично неправильными действиями взрослого являются:

    • повышение голоса, изменение тона на угрожающий
    • демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу» и пр.)
    • крик, негодование
    • агрессивные позы и жесты: сжатиы челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»)
    • сарказм, насмешка, высмеивание и поддразнивание
    • негативная оценка личности ребенка, его близких и друзей
    • использование физической силы
    • втягивание в конфликт посторонних людей
    • непреклонное настаивание на своей правоте
    • нотации, проповеди, «чтение морали»
    • наказания или угрозы наказания
    • обобщения типа: «Все вы одинаковые», «Ты как всегда…», «Ты никогда не…»
    • сравнение ребенка с другими детьми – не в его пользу
    • команды, жесткие требования, давление
    • оправдания, подкуп, награды

    Обсуждение поступка

    Проводится после того, как ребенок успокоится.

    Сохранение положительной репутации ребенка

    • Публично минимизировать его вину («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину
    • Не требовать полного подчинения, позволить ребенку (подростку) выполнить его по-своему
    • Предложить ребенку (подростку) договор с взаимными уступками

    Демонстрация модели неагрессивного поведения

    • Нерефлексивное слушание
    • Пауза, дающая возможность ребенку успокоиться
    • Внушение спокойствия невербальными средствами
    • Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов
    • Использование юмора
    • Признание чувств ребенка

    Общение

    1. Если ребенок пассивен, разрешайте ему пробовать. Предлагайте различные возможности или открывайте их вместе с ним, но не навязывайте их, не принуждайте его заниматься тем, чего он действительно не хочет.
    2. Помогите или позвольте ребенку самому определить занятие (дело), которое у него получается. Возможно, для этого потребуется время - будьте терпеливы. Помните, что ребенку необходим позитивный опыт деятельности и действия для того, чтобы он самостоятельно реализовывал свое желание активизироваться.
    3. Озвучивайте, что именно получается у ребенка: мастером чего он является, что хорошо умеет или делает лучше всех и т. д. Именно через слова формируется внутреннее знание человека о себе.
    4. Прислушивайтесь (присматривайтесь) к желаниям и интересам ребенка и вдохновляйте на действие, когда он опасается неудач. Если что- то у него начинает получаться, не торопитесь указывать на ошибки или недостатки - лучше похвалите.
    5. Позвольте ребенку ошибаться и учиться на своих ошибках. Тогда это станет его личным опытом преодоления трудностей и доверия к себе. Верьте в него - это станет ему хорошей поддержкой в сложные времена.
    6. Уважайте жизненный темп ребенка и его предпочтения в переходах между активностью и пассивностью, особенно когда они отличаются от ваших. Помните, что в этом случае вы являетесь примером для расширения его поведенческого репертуара. И чем больше получает различных примеров ребенок, тем лучше.

    Может сложиться впечатление, что тревожные дети нуждаются в своего рода тепличных условиях, создать которые в школе довольно тяжело. Это не совсем так: с одной стороны, тревожному ребенку действительно важен эмоциональный комфорт, с другой – необходимо учить его справляться со своим состоянием.

    Тревожные дети очень чувствительны к эмоциональной обстановке в классе. Если уроки проходят в напряженной, нервной атмосфере, эта ситуация усугубляет и без того неблагоприятное состояние ребенка (а также может способствовать повышению тревожности у детей, которые изначально не были к этому склонны). Поскольку в подростковом возрасте тревога во многом связана с общением, важно, чтобы любая ошибка или проступок, совершенный кем-либо в классе, были бы психологически безопасны.

    Если ошибки сопровождаются уничижительными комментариями педагога или смехом одноклассников, для тревожного ребенка любое предъявление себя становится с каждым разом всё сложнее и сложнее. С психологической точки зрения, оптимальные условия обучения тревожных детей предполагают создание в классе благоприятного социально-психологического климата.

    Этому способствуют определенные характеристики поведения педагога:

    • уважительное отношение к ученикам. Спокойный тон, корректность замечаний не снижают дисциплины, но очень способствуют созданию комфортной атмосферы в классе;
    • внимание к словам ребенка. Зачастую мы занимаем пренебрежительную позицию, прерывая, не дослушивая до конца. Если же мы показываем, что для нас важно и ценно то, что хочет сказать ребенок, мы стимулируем его принимать активное участие в уроке;
    • активное использование положительной оценки. Когда дети уверены в том, что педагог к ним хорошо относится, ценит их, это влияет не только на их самооценку, но и на климат в классе. Для этого учитель может обращать внимание детей на их сильные стороны («Какая же у тебя хорошая память»), на достигнутые успехи («На каждом тесте у тебя всё меньше ошибок»), выражать уверенность в их возможностях («Думаю, вы с этим быстро справитесь»). Подобное поведение педагога касается всех детей, а не только тревожных.

    Наблюдая за тем, как педагог спокойно и поддерживающе реагирует на ошибки других учеников, тревожный ребенок понимает, что в этом классе ошибиться не страшно.

    Конечно, в ряде случаев к тревожному ребенку нужен особый подход. Во время контрольной работы или диктанта очень важно обеспечить ему ощущение эмоциональной поддержки. Можно ободряюще улыбнуться такому ребенку, немного постоять с ним рядом, посмотреть на него, кивнуть или слегка коснуться рукой. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один».

    Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?», лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, ты можешь сам проверить свою работу». Ни в коем случае не следует ругать ребенка за проявления тревожности, подшучивать над ними или вообще как-то комментировать.

    Зачастую в общении с тревожным ребенком мы начинаем ждать от него определенного поведения. «Ну, конечно, Маша у нас откажется выступать», – говорим мы и тем самым еще больше укрепляем Машу в мысли о том, что выступить перед классом она совершенно не в состоянии.

    Если одноклассники комментируют поведение такого ребенка: «Она никогда не выступает», – этому необходимо противопоставить уверенность в том, что подобное поведение ситуативно: «Маша выступит, когда захочет или когда будет к этому готова».

    Также в общении с тревожными детьми важно выражать уверенность в благополучном исходе событий (конечно, там, где этот возможно), например: «Я уверена, что выполнить это задание тебе по силам». По возможности в тактичной форме обращать внимание на то, что у ребенка получается справиться со своим состоянием. Например, после диктанта учитель может сказать: «Я заметила, что ты сегодня так спокойно писала диктант, мне было очень приятно это видеть».

    Методическая литература

    Инфографика

    Как помочь ученику освоить УУД
    Как помочь ученику освоить УУД
    Агрессивное поведение
    Агрессивное поведение
    Аддиктивное поведение
    Аддиктивное поведение
    Суицидальное, самоповреждающее поведение
    Суицидальное, самоповреждающее поведение
    Рискованное поведение
    Рискованное поведение
    Раннее проблемное поведение
    Раннее проблемное поведение
    Навигатор профилактики
    Навигатор профилактики
    Делинквентное поведение
    Делинквентное поведение

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике